Наиболее яркие техники, используемые для украшения часовых циферблатов

Современное ювелирное и часовое искусство ценит не только исключительную точность часовых механизмов, но и выдающийся дизайн. Когда часовщик доказал свои способности, настает время художника показать, на что он способен. Часовое дело – искусство необычное, в нем в качестве холста художника выступает циферблат часов и на не настоящие мастера не только символы и узоры изображают, но и создают в миниатюре целые сюжеты. Они используют эмали разнообразных видов, делают сложные инкрустации, необычные техники нанесения изображений и современные технологии работы с материалами. В результате часы становятся настоящими произведениями искусства, которые заслуживают помещения в коллекции музеев.

Мы расскажем вам о создании шести моделей современных коллекций и посмотрим, какими художественными приемами пользуются часовые мануфактуры, возрождая их из далекого прошлого. Мы посмотрим, какой циферблат потребовал работы над ним в течение трех месяцев, и узнаем, какие материалы используют ювелиры кроме драгоценных камней.

Искусство глиптики

Глиптика – это резьба по драгоценным камням. Это искусство было известно еще в Древнем Египте и в цивилизации шумеров. Забытую древнюю технику в 2014 году сумели впервые применить мастера часов компании Chanel.

Mademoiselle Privé Coromandel

Mademoiselle Privé Coromandel

Коллекция Mademoiselle Privé Coromandel была создана на основе художественного воплощения истории бренда. Можно обратить внимание, что скульптурки цветов и птиц повторяют рисунок знаменитых ширм, которые Габриэль Шанель просто обожала и уставила ими всю площадь своей квартиры на Рю Камбон.

Для этой эксклюзивной модели часов Metiers d’Art использована глиптика по золоту, совмещающая резьбу двух видов – инталию (оттиск) и рельеф. Оба вида требуют исключительно кропотливой работы. Работающие в часовой мануфактуре компании Chanel рассказывают, что на создание одного такого циферблата требуется не менее 100 часов напряженной работы.

Лаковая техника Urushi

Швейцарская мануфактура попробовала объединить в декоративно-прикладном искусстве художественные традиции Востока и Запада, для чего пригласила известнейшего японского художника Кииширо Масумура, которого на его родине считают «живым государственным достоянием».

Chopard L.U.C. XP Urushi

Chopard L.U.C. XP Urushi

Ультратонкие часы Chopard L.U.C. XP Urushi в качестве основного оформительского мотива получили календарные китайские символы, в иконографии встречающиеся весьма часто. Циферблат заключили в изготовленный из розового золота 750 пробы изящный корпус, для изготовления которого использовалась старинная лаковая японская техника Urushi, при которой рисунок вначале напыляется золотом, а затем покрывается тонкими слоями лака, называемого уруси. Этот лак получают из сока растущего только в Японии лакового дерева.

Эмали Плик-а-Жур и Шемплеве

Рисунок, украшающий циферблат Lady Arpels Jour Nuit Fée Ondine, был позаимствован из созданной в 2005 году линии драгоценностей A Midsummer Night’s Dream, хотя существа сказочного происхождения ювелирный бренд Van Cleef & Arpels использует давно, со времен своего основания.

Lady Arpels Jour Nuit Fée Ondine

Lady Arpels Jour Nuit Fée Ondine

Изображение нимфы напоминает фигурку балерины, являющуюся для Дома знаковой, это сказочное существо является олицетворением изящества и женственности, а именно эти принципы положены в основу эстетики бренда. Мастера Van Cleef & Arpels исполнили циферблат «шекспировской» тематики сразу в двух разных техниках – это plique-à-jour, или витражная эмаль, и champlevé, которую называют выемчатой эмалью.

Ювелиры сумели добиться того, что крылья бабочки, кажется, отражают лунное сияние. Техника перегородчатой эмали plique-à-jour это позволила. В качестве фона для миниатюры использован перламутр лазурно-синего цвета, оттеняющие сияние бриллиантов и розовых сапфиров, спессаритов и цаворитов. Вся поэтическая картинка окружена безелем диаметром 38 мм, изготовленным из белого золота и инкрустированным бриллиантами.

Мозаика Маркетри

Руководитель женевской часовой мануфактуры Тьерри Штерн высоко ценит в своих мастерах редкие умения. Их имена всегда содержатся в тайне. Но хотя имя художника, создавшего наручные часы Patek Philippe Calatrava Rabbits, огласке не предается, методика изготовления циферблата этих коллекционных часов известна.

Patek Philippe Calatrava Rabbits

Patek Philippe Calatrava Rabbits

Чтобы изготовить на циферблате объемный рисунок, мастер использовал около двух сотен деталей из двух десятков разнообразных пород дерева, вырезанных вручную точно по размеру и тщательно подобранных по размеру. Эти детали с высокой точностью выкладываются на бумаге, формируя композицию. Рисунок закрепляется под прессом, в течение 2-3 дней высушивается и после корректировки миниатюра фиксируется воском или лаком.

Штрихи маркетри изготавливаются с такой филигранной точностью, что при взгляде издали создается впечатление, как будто это изображение написано маслом. Этих часов изготовлено всего насколько экземпляров и их цену компания называет только при разговоре по индивидуальному запросу.

Ручная роспись

GyroGraff-World

GyroGraff World

Часы GyroGraff World называют «географическими», поскольку основной темой их дизайна является турбийон на двойной оси и трехмерный индикатор, показывающий лунные фазы. Но, тем не менее, пристального внимания заслуживает и рисунок циферблата, во всяком случае потому, что в ювелирных мастерских крайне редко используется такая технология ручной росписи.

В линию GyroGraff входят пять изделий и на каждом нарисован один из пяти континентов в том виде, в каком они видны из космоса. На белом золоте лазером вырезается рельефный рисунок, после чего мастера из ювелирного Дома Graff покрывают его вручную специальной эмалью. Красящее вещество, размолотое в пудру, представляет собой смесь красителя с оксидом металла, его кистью тщательно, в несколько слоев наносят на поверхность создаваемого циферблата. После наложения каждого из слоев производится термообработка с нагревом до 800-900оС, а последний слой делается лаковым, из-за чего оттенки цвета становятся более контрастными.

Мозаичное изображение

В высоком искусстве ювелирно-часового направления достаточно часто встречаются сцены, изображающие фауну и флору. Но обычно мастера пользуются ручной росписью или эмалевой техникой. А создатели часов под названием Jaquet Droz Petite Heure Minute Mosaïque Éléphant применили старинную азиатскую методику, весьма в наше время необычную – они создали мозаичное изображение из скорлупы от перепелиных яиц.

украшения часовых циферблатов

Jaquet Droz Petite Heure Minute Mosaïque Éléphant

Сцены из жизни флоры и фауны – весьма распространенный сюжет в высоком ювелирно-часовом искусстве, однако там, где многие мастера прибегают к эмалевой технике и ручной росписи, создатели часов воспользовались необычной азиатской методикой – мозаикой из скорлупы перепелиных яиц.

Символизирующее силу и мудрость изображение слона на фоне плодородных рисовых полей составлено из двух тысяч мельчайших частичек скорлупы, которые рассортированы по цвету и по форме вручную. Для рисунка создается предварительный шаблон, потом по нему выкладывается мозаика, покрывается слоем прозрачного лака и полируется до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть однородной.

Сам циферблат не похож на все остальные модели часов: внутрь миниатюры помещен диск из черного оникса, который и является счетчиком часов и минут. Тираж, которым выпущены эти часы, чрезвычайно ограничен – всего восемь экземпляров.

(Visited 1 times, 1 visits today)

Читайте также: