Namfleg об искусстве горячего эмалирования.

Ах, прекрасный мир искусства, сколько сложных материй и глубинных подтекстов вложено в это понятие, не так часто мы задумываемся над тем, сколько чувств и переживаний таят в себе столь любимые нами предметы, аксессуары или украшения, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Компания Namfleg предлагает показать Вам в удивительные, самые интересные странички в истории искусства эмалирования, истоки которого берут свое начало из глубокой древности, а отголоски их находят в современности.

namfleg-jewellery.fwИскусство художественного эмалирования, именно как техника изготовления ювелирных изделий, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Исследователи считают, что эмаль, то есть соединение  цветного стекла с металлом, появилась в 1400 году до н.э. на острове Кипр, где были найдены древнейшие из известных находок – металлические предметы с впаянными в них стеклянными пластинками. В наше время есть и другие археологические находки, которые служат доказательством того, что горячее  эмалирование является одной из древнейших техник, которая использовалась в прикладном искусстве Древнего Египта, Индии и Китая. Эмаль – уникальное изобретение человека, вещество, обладающее твердостью камня, над которым практически время неподвластно. Еще из прадавних времен, сохранились разнообразные изделия, украшенные эмалью – предметы культового назначения и повседневного обихода, эмаль широко использовалась для декорирования костюмов, драгоценных ювелирных изделий и даже государственных регалий. Эмалирование пользовалось огромной популярностью у византийских умельцев, которые украшали с помощью этой техники церкви и дворцы своего государства, создавая при этом великолепные, божественно красивые вещи.  Опыт византийских мастеров оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе и Древней Руси. В те далекие времена искусство эмалирования называлось «финифть» (латинское fingitis обозначает твердый, блестящий камень). И только в конце XIX столетия термин был вытеснен, привычным для нас – «эмаль».

Ювелирная эмаль – это не просто сплав определенных компонентов, это вещество, которое таит в себе богатые художественные возможности, завораживает яркостью красок и блеском, а по красоте приравнивается к самоцветам. Именно эти свойства на протяжении веков побуждают ювелиров постоянно находить новые вариативные формы применения эмали. Ею украшали одежду, изготавливали украшения, отделывали посуду и церковную утварь, предметы быта и даже оружие. Эмаль часто компонируют с драгоценными камнями, гравировкой на серебряной или золотой основе, чеканкой и многим другим.

К преданиям прошлого часто обращаются современные ювелиры, живописцы, монументалисты, потому что благодаря изучению старинной техники расширяется диапазон возможностей использования эмали. Помимо традиционных изделий, прикладного характера, технику эмалирования применяют в  ювелирном деле. Ювелиры уже давно оценили  характеристики эмали как прочного, а главное долговечно сохраняющего свои цветовые качества материала. Хотя, работа над эмалью считается технически сложным ремеслом, но многие именитые ювелирные дома часто применяют этот изящный элемент в создании своих украшений.

Существует  холодная (без отжига) и горячая техника применения эмали – это когда огонь является «соавтором» дизайнера. В ювелирном искусстве распространена техника горячего эмалирования изделий, которая, в свою очередь включает в себя различные способы обработки, а те, классифицируются на определенные виды. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ (клуазоне) – самая сложная из всех эмальерных техник. Сложность тут представляет способ изготовления изделия, для которого используют тонкую металлическую пластину, на которой гравируют контур задуманного изображения.  После этого по образовавшемуся контуру напаивают тонкие металлические полоски (серебро, золото или медь), в результате чего получают ячейки, которые к самому верху заполняют цветной эмалью, затем обжигают изделие в муфельной печи. После отжига его шлифуют и полируют, для того что бы выровнять плоскость изделия.  И только после того, как каждая металлическая полоска, образует четкий, блестящий контур, который идеально ровно обрамляет цветную эмаль, создающую сияющее подобие драгоценных камней, можно говорить о технике ювелирного эмалирования как ювелирном искусстве.
  • ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ  (шамплеве)– это очень красивая и самая древняя эмальерная техника, но именно этот вид считают скорее ювелирной техникой, нежели способом эмалирования. В современном  ювелирном деле для изготовления изделий при помощи такой техники, используют те же методы, что и в старину:  на металлической пластине делают специальное углубление (выемку), формируя при этом нужный орнамент. Затем, образовавшиеся углубления заполняют эмалью и обжигают (количество обжигов зависит от высоты ячейки, а так же от желаемого результата). Дальше,  так же как и в варианте с применением  перегородчатой техники – шлифуют и полируют, но в отличие от предыдущей, где рисунок получается приподнятым за счет напайки перегородок, тут он выходит углубленным в толщу металлической пластины.
  • РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ (живописная) – фантастически красивая техника, которая  являет собою, пожалуй, самый необыкновенный прием  эмалирования. Он подразумевает неоднократное нанесение грунтовых слоев эмали при помощи кисти и последовательного обжига каждого нанесенного слоя в печи. Также, после предварительной разметки живописную роспись наносят специальными красками на эфирных маслах, каждый слой которой обжигают, учитывая температурные режимы плавления каждого из нанесенных слоев. Как завершающий штрих, готовое изделие часто покрывают фондоном (защитным слоем бесцветной эмали).
  • ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ – основой для выполнения этой техники служит ажурная филигрань или же другими словами выпиленная в металлической пластине ажурная сетка, просветы которой заполняются эмалью, после чего изделие отправляется в печь для отжига. При воздействии определенного температурного режима, эмаль сплавляется, а изделие  превращается в ажурное металлическое кружево с цветными орнаментными вкраплениями.  Эта техника позволяет создавать эффектные, изысканные и чрезвычайно красивые изделия, именно потому ее чаще всего применяют для изготовления ювелирных украшений – сережек, кулонов, колец и подвесок и многого другого.

Это далеко не полный список эмальерных техник, которые используются в художественно прикладном искусстве,  их видов и подвидов существует великое множество, так же как и компаний, предлагающих изделия с расписной эмалью на мировом рынке ювелирных украшений. Так, например, лидером по производству изделий с использованием эмальерных техник является Австрийская компания «Frey Wille», которая предлагает на рынок высокохудожественные ювелирные творения с  эмалью. Украшения этого именитого бренда очень дорогостоящие.


Читайте также: