Кашу маслом не испортишь? Как бы не осталось одно масло, без каши…

Ав­тор этой ста­тьи для за­щи­ты по­ку­па­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий от под­де­лок еще в 2012 го­ду пред­ло­жил ис­поль­зо­вать вме­сто клей­ме­ния ко­м­пью­тер­ный кон­троль за обо­ро­том юве­ли­р­ной про­дук­ции, и да­же по­лу­чил на та­кой спо­соб кон­тро­ля па­тент. Это бы­ли вре­ме­на, ко­г­да рос­сий­ский юве­ли­р­ный ры­нок рос, но все бо­лее за счет экс­пор­та, вы­да­ва­е­мо­го в тор­го­в­ле яко­бы за из­де­лия рос­сий­ско­го про­из­вод­ства, и рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий очень хо­те­ли из­ба­вить внут­рен­ний ры­нок от по­доб­но­го об­ма­на. Но в те го­ды эта идея не на­ш­ла во­п­ло­ще­ния, ре­гу­ля­то­ра не за­ин­те­ре­со­ва­ла. А по­том на­сту­пи­ли всем из­ве­ст­ные со­бы­тия 2014 го­да, по­ку­па­тель­ская спо­соб­ность на­се­ле­ния ста­ла сни­жать­ся, ры­нок па­дать, и ак­ту­аль­ность пе­ре­во­да обо­ро­та юве­ли­р­ной про­дук­ции на ко­м­пью­тер­ный кон­троль как спо­со­ба борь­бы с яко­бы рос­сий­ски­ми из­де­ли­я­ми из Тур­ции ис­чез­ла.

За­то успе­хи экс­пе­ри­мен­та по мар­ки­ро­в­ке ме­хо­вых из­де­лий, за­пу­щен­но­го два го­да на­зад, во­о­ду­ше­вил Мин­про­м­торг, ФНС, и Пра­ви­тель­ство РФ в це­лом. А та­к­же – все­мо­гу­щий Ро­стех, быст­ро со­з­дав­ший для ре­ше­ния за­дач ко­м­пью­тер­но­го кон­тро­ля за все­ми то­ва­ра­ми спе­ци­аль­ную ко­м­па­нию с на­з­ва­ни­ем ЦРПТ.

Ве­ро­ят­но, «шуб­ный успех» то­г­да же по­в­ли­ял и на судь­бу сфе­ры ДМДК – в 2017 го­ду Пре­зи­дент Рос­сии сво­им по­ру­че­ни­ем за­пу­стил про­гра­м­му со­з­да­ния так на­зы­ва­е­мой ГИИС ДМДК — го­су­дар­ствен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной ин­те­гри­ро­ван­ной си­сте­мы кон­тро­ля за обо­ро­том всех ДМДК, от их до­бы­чи или вво­за и вплоть до про­би­тия кас­со­во­го че­ка в роз­ни­ч­ной про­да­же. Си­сте­му ГИИС ДМДК раз­ра­ба­ты­ва­ло до­чер­нее пред­при­я­тие Мин­фи­на Рос­сии – АО «Гознак».

Та­ким об­ра­зом, в кон­це 2017 го­да в Рос­сии бы­ли при­ня­ты па­рал­лель­ные и не­за­ви­си­мые ре­ше­ния о со­з­да­нии двух раз­ных си­стем кон­тро­ля – сквоз­ной, от до­бы­чи сы­рья до про­би­тия кас­со­во­го че­ка за юве­ли­р­ные из­де­лия — для сфе­ры ДМДК, и так на­зы­ва­е­мой си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров с обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­кой толь­ко в мо­мент их роз­ни­ч­ных про­да­жах.

Ес­ли для по­тре­би­те­ля нет раз­ни­цы, мар­ки­ро­в­ка ка­кой из этих двух си­стем име­ет­ся на то­ва­ре, то для рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей этих то­ва­ров раз­ни­ца ме­ж­ду си­сте­ма­ми есть.
Во-­пе­р­вых, рос­сий­ским юве­ли­рам бы­ло за­яв­ле­но, что сто­и­мость мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий в си­сте­ме ГИИС ДМДК бу­дет вхо­дить в су­м­му опла­ты го­су­дар­ствен­ной по­ш­ли­ны за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние. В си­сте­ме ЦРПТ, со­з­дан­ной Ро­сте­хом спе­ци­аль­но для за­ра­ба­ты­ва­ния де­нег, о бес­плат­ной мар­ки­ро­в­ке речь ид­ти не мо­жет. Ве­ро­ят­но, ори­ен­ти­ром мо­ж­но счи­тать где-то 30 – 80 руб­лей за мар­ки­ро­в­ку од­но­го из­де­лия. Что не­де­ше­во, осо­бен­но для не­до­ро­гих из­де­лий.

Во-в­то­рых, уж ес­ли иметь ка­кие-то про­б­ле­мы внед­ре­ния че­го-то вы­со­ко­тех­но­ло­ги­ч­но­го, то с ко­м­пе­н­са­ци­ей за счет осла­б­ле­ния кон­троль­ных ме­ро­при­я­тий про­би­р­но­го на­д­зо­ра (штра­фов мень­ше что­бы бы­ло). Си­сте­ма ГИИС ДМДК в пол­ной ме­ре поз­во­ля­ет от­рас­ли пе­рей­ти на риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход (с на­де­ж­дой на смя­г­че­ние кон­тро­ля), что не поз­во­лит сде­лать вве­де­ние кон­тро­ля за роз­ни­ч­ным обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий в си­сте­ме обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров ЦРПТ.

В-тре­тьих, бы­ло обе­ща­но, что при вве­де­нии си­сте­мы ГИИС ДМДК су­ще­ствен­ная часть от­чет­но­сти тор­го­в­ли для Рос­фин­мо­ни­то­рин­га бу­дет от­прав­лять­ся ав­то­ма­ти­че­ски, на ос­но­ве дан­ных ГИИС ДМДК, об­ле­г­чая тор­го­в­ле жиз­нь. Но си­сте­ма мар­ки­ро­в­ки Ро­сте­ха это­го сде­лать не поз­во­лит.

В-­чет­вер­тых, си­сте­ма ГИИС ДМДК, тес­но ин­те­гри­ро­ван­ная с Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной про­би­р­ной па­ла­той (те­перь уже – фе­де­раль­ной слу­ж­бой Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та), да­ва­ла на­де­ж­ду на ско­рую от­ме­ну обя­за­тель­ных ре­жи­мов про­став­ле­ния на юве­ли­р­ные из­де­лия про­би­р­ных клейм и имен­ни­ков. По­нят­но, что си­сте­ма ЦРПТ, ку­ри­ру­е­мая не Мин­фи­ном, а Мин­про­м­тор­гом, та­кие шан­сы не пре­до­ста­вит.

На­ко­нец, в-­пя­тых, си­сте­ма ГИИС ДМДК весь обо­рот ДМДК и юве­ли­р­ных из­де­лий в том чис­ле кон­цен­три­ро­ва­ла в ве­де­нии Мин­фи­на. А вот в слу­чае при­ме­не­ния си­сте­мы ЦРПТ у юве­ли­р­ных из­де­лий по­яви­т­ся но­вый, до­пол­ни­тель­ный «о­пе­кун» — еще и Мин­про­м­торг. Ма­ло то­го, что, как го­во­ри­т­ся, «у се­ми ня­нек ди­тя без гла­за», так с но­вым ку­ра­то­ром в юве­ли­р­ную от­расль, как во­ди­т­ся в Рос­сии, при­дут и но­вые обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния, за не­со­б­лю­де­ние ко­то­рых, есте­ствен­но, бу­дут штра­фо­вать по «об­но­в­лен­ной» сет­ке КоАП.

По­лу­ча­ет­ся, что ес­ли вве­де­ние до­пол­ни­тель­ных об­ре­ме­не­ний юве­ли­р­но­го биз­не­са за счет внед­ре­ния си­сте­мы ДМДК име­ет и свои пре­и­му­ще­ства, ко­то­рые, кста­ти, мо­гут быть весь­ма су­ще­ствен­нее из­дер­жек, то внед­ре­ние си­сте­мы ЦРПТ юве­ли­р­но­му биз­не­су не даст ни­че­го, кро­ме пря­мых за­трат на эту си­сте­му. Оно биз­не­су на­до?

Од­на­ко, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, в са­мое бли­жай­шее вре­мя юве­ли­ры Рос­сии мо­гут по­лу­чить не од­ну из двух, а сра­зу ОБЕ си­сте­мы мар­ки­ро­в­ки и про­сле­жи­ва­е­мо­сти. Од­ну, до роз­ни­ч­ных про­даж, воз­мо­ж­но, бу­дет ве­сти Гознак и Фе­де­раль­ная про­би­р­ная па­ла­та под эги­дой Мин­фи­на, а вто­рую, чи­сто роз­ни­ч­ную – ве­ро­ят­но ЦРПТ под при­смо­т­ром Мин­про­м­тор­га.

Ка­кие при этом обя­за­н­но­сти и от­вет­ствен­ность ля­гут на про­из­во­ди­те­лей и про­дав­цов юве­ли­р­ных из­де­лий, сколь­ко бу­дет сто­ить это удо­воль­ствие за ка­ж­дое из­де­лие и ка­кое обо­ру­до­ва­ние при­дет­ся для это­го по­ку­пать — во­прос по­ка от­кры­тый. Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», про­филь­ный ко­ми­тет «Де­ло­вой Рос­сии», «Клуб юве­ли­р­ной тор­го­в­ли» за­ни­ма­ют­ся этим во­про­сом. Но, во что не­воз­мо­ж­но по­ве­рить, без мас­со­вой под­дер­ж­ки юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства! Хо­тя, ка­за­лось бы, все дол­ж­ны по­ни­мать, что «с­па­се­ние уто­па­ю­щих – де­ло рук са­мих уто­па­ю­щих». И это при том, что ин­стру­мент за­щи­ты есть – на­чи­на­ет ра­бо­тать «ре­гу­ля­тор­ная ги­льо­ти­на». Так объ­е­ди­нять­ся ну­ж­но, про­ле­та­рию юве­ли­р­но­му, во­круг тех, кто вста­ет на за­щи­ту ин­те­ре­сов юве­ли­р­но­го биз­не­са… По­ка он еще есть.

При всем ува­же­нии к го­су­дар­ству и его ре­гу­ля­то­рам в эко­но­ми­ке, не сто­ит за­бы­вать, что есте­ствен­ная по­треб­ность всех этих ре­гу­ля­то­ров – раз­ви­вать­ся, рас­ши­рять­ся, раз­м­но­жать­ся… За счет кон­тро­ля над тру­дя­щи­ми­ся в от­рас­лях.

http://www.j-izvestia.ru/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Читайте также:


Читайте также: